Роковая дата для правого руля

С июля ставить на учет б/у иномарки будет невозможно. Врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко обратился в правительство предложением продлить действие временного порядка установки «ЭРА-ГЛОНАСС».

Поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действующие с 1 января 2017 года, требуют устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» на все вновь выпускаемые в обращение в России автомобили, а также на машины, которые ввозятся из-за рубежа.

В Приморье большая часть автомобилей импортирована из Японии. Для того чтобы ввозимые машины попадали под действие технического регламента и могли быть выпущены в обращение таможней, был разработан временный порядок действий и установки на них системы «ЭРА-ГЛОНАСС», пишет ИА PrimaMedia.

С 1 июля 2018 года, когда временный порядок прекратит свое действие, постановка на учет привезенных из-за рубежа машин станет невозможной, так как пока действия при оборудовании системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подержанных иномарок не прописаны законодательно.

«В связи с предполагаемой отменой временного порядка прошу оказать содействие в продлении срока его действия до принятия подзаконных актов, регулирующих порядок применения требований технического регламента в отношении подержанных иностранных автомобилей», – говорится в обращении правительству главы края.

Новая составная аббревиатура ЭРА-ГЛОНАСС вошла в лексикон всех приморцев без исключения в январе 2017 года. Оборудовать «тревожной кнопкой» транспортные средства, используемые, например, для коммерческой перевозки пассажиров, пришлось еще годом ранее. С 1 января 2017 года пункт 5 Приложения №4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором прописано обязательное наличие в машине «устройства вызова экстренных оперативных служб», стал обязательным для всех. Нововведения не коснулись уже «выпущенных в эксплуатацию». Заранее подготовились официальные автодилеры, выставив в салонах новые автомобили уже с заветными кнопками.

А вот ввоз подержанных иномарок в Приморский край замер. Машины без документов продолжали заполнять места хранения в портах, но сотрудники дальневосточной таможни развели руками: нет СБКТС с отметкой об УВЭОС – нет ПТС. Лаборатории, годами получающие стабильный доход, подтверждая безопасность праворульного автохлама, выдавать такие СБКТС отказались.

Авторынок «Зеленый угол» пустел, машины без ПТС копились на площадках в порту, а представители автобизнеса готовились к акциям протеста, которые в Приморье грозились стать по-настоящему массовыми. Власти бросились искать решения. Сначала накануне митинга антиГЛОНАССовцев в феврале произошло удивительное: 1400 автомобилей, ввезенных в течение полутора месяцев после 1 января, выпустили в эксплуатацию, несмотря на отсутствие каких-либо «тревожных кнопок». Просто выдали ПТС и отпустили с миром, несмотря на техрегламент.

29 марта 2017 года пришло долгожданное «временное» решение – оператор «Эры» (правильнее, конечно, не склонять) – АО «ГЛОНАСС» – опубликовал на своем сайте пресловутый «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации». Автодилерам предложили решение: ждать «тревожные кнопки» из Москвы и покупать их потом у двух местных официально аккредитованных компаний. Пообещали, что покупать будут за 27111 рублей. А некоторые эксперты заявили, что «за все заплатят японцы».

Спасение приходило из Москвы партиями. Машины из Японии ввозили в разы быстрее.

Не помогали ни электронные очереди, ни попытки «серых» продавцов кнопок легализоваться. В результате слово «ЭРА-ГЛОНАСС» практически во всех заметках соседствовало со словом «спекуляция». А реальная цена, которую приходилось платить автомобилистам за новую эру, стала достигать 80 тысяч рублей. Развязка наступила в начале сентября. Прибыла очередная партия приборов, и спрос впервые уступил предложению, разом закрыв тему. Впрочем, некоторые эксперты считают, что временный порядок еще аукнется автомобилистам. До сих пор нет никаких гарантий того, что все выданные в 2017 году паспорта транспортных средств просто аннулируют, как было уже с распилами.

Да и сам временный порядок предусмотрен до 1 июля 2018 года. И если предложение властей Приморья останется неуслышанным, мало кто сможет сказать, что будет дальше с японским автоимпортом.