А что в «Сумме»?

На днях страна изумленно наблюдала за арестом и задержанием почти небожителей: братьев Магомедовых – Зиявудина и Магомеда. Первый – миллиардер (№ 63 богатейших бизнесменов России по рейтингу Forbes), совладелец группы «Сумма», второй – сенатор. Им предъявляют обвинения в хищениях на общую (простите за каламбур) сумму 2,5 миллиарда рублей. Также задержан Артур Максимов, гендиректор ООО «Интэк», входящего в холдинг.

Приморье – один из основных регионов присутствия группы «Сумма». Здесь у недавно задержанных братьев Магомедовых – и спорт, и порт, и строительство – зернового терминала и наполеоновских планов. VL.ru решил посчитать местные активы и вспомнить о больших планах холдинга.

Так что же делала или хотела делать «Сумма» в Приморье?

Спорт

Начнем с конца – с сопутствующих основному бизнесу проектов. «Сумма» – генеральный партнер хоккейного клуба «Адмирал». Годовой бюджет команды, как сообщают СМИ, составляет около 1 млрд рублей. Из них, по нашим источникам, около 600 млн дает «Сумма». Генеральный спонсор – транспортная группа FESCO, в структуру которой входит «Владивостокский морской торговый порт». В 2015-2017 годах сам Зиявудин Магомедов был президентом клуба.

От финансовых проблем, 400-миллионных долгов по зарплате, штрафов от КХЛ и великого исхода лучших игроков и наставников это «морячков» не уберегло. Вся спортивная общественность помнит скандал с Андреем Разиным, которого позвали работать, а контракт не заключили.

17 декабря Зиявудина Магомедова сменил на почетном посту гендиректор ВМТП Заирбек Юсупов, который, как рассказывали очевидцы, долго недоумевал: как так, топ-менеджеры спортклуба получают за работу больше, чем топ-менеджеры в порту – так там и прибыль есть, и ясно, что люди делают. В любом случае – в «Адмирал» он приезжал часто, и уже в феврале долги хоккеистам, спортивному персоналу и сотрудникам клуба, которые остались в команде от прошлого руководства, выплатили.

Юсупов пообещал усилить «поддержку детско-юношеского хоккея во Владивостоке и Приморье». «Особое внимание, – отметил он, – уделим нашей молодежной команде «Тайфун» и детской школе «Адмирала», которая должна стать «магнитом» для одаренных детей из Приморского края и полноценной школой резерва для профессионального клуба».

Кроме того, в крае регулярно проводятся турниры по смешанным единоборствам Fight Nights Global (их тоже финансово поддерживает «Сумма»). А Новороссийский морской торговый порт, входящий в холдинг, спонсирует игры Ночной хоккейной лиги, председатель правления НХЛ – Магомед Магомедов. В нашем крае в рамках любительского чемпионата России по хоккею на лед выходят около 20 команд разных возрастов. Интересная деталь: в НХЛ еще на Сахалине вратарем играл нынешний врио вице-губернатора Приморья Дмитрий Братыненко.

Поддержка большого спорта дело хоть и хорошее, но затратное. И, как правило, бизнес уровня «Суммы» «просто так» его не спонсирует. Делается это за преференции – реальные или будущие.

Порт

Огромный актив «Суммы» – FESCO. 32,5% акций принадлежит Зиявудину Магомедову. В состав транспортной группы входит, например, Дальневосточное морское пароходство. Его убыток в 2016 году составил 4,21 млрд рублей. Отметим тот грустный факт, что в 1980 году в составе ДВМП было 273 судна. Сейчас – лишь 19. Совет директоров одного из старейших в Приморье предприятий с большой историей сейчас возглавляет генеральный директор группы «Сумма» Лейла Маммедзаде.

Также в FESCO входят ВМТП, «Дальрефтранс» (перевозка грузов в рефконтейнерах) и ряд других. Убыток FESCO только в первом полугодии 2017 года составил 720 млн рублей, полного отчета за год пока нет.

FESCO обладает, судя по официальному сайту, 19 судами, пятью терминалами (два из них во Владивостоке – ВМТП и «Дальрефтранс»), огромным подвижным и тяговым составом (железнодорожные перевозки под брендом «Трансгарант» и «Русская Тройка»), контейнерным и автопарком.

Владивостокский морской торговый порт наряду с Новороссийским является одним из важных активов Магомедовых. ПАО «ВМТП» входит в транспортную группу FESCO.

В прошлом году, по сообщениям пресс-службы порта, грузооборот ВМТП достиг исторического максимума за 120 лет работы, 7,5 млн тонн контейнеров, автомобилей, спецтехники и др. Это на треть больше результатов 2016 года.

Отметим, что по ежеквартальному отчету чистая прибыль предприятия за январь-сентябрь 2017 года составила без малого 2,7 млрд рублей. В 2016 году, по данным системы Seldon Basis, чистая прибыль организации составляла 2,25 млрд рублей. Стоимость активов ВМТП – более 21,5 млрд рублей. В самом порту работает около 2100 человек, 15 причалов в год принимают более 1000 судов, к ним по железнодорожной ветке подходят 100 000 вагонов. Также у ВМТП 28 дочерних организаций. Одна из «дочек» – ООО «Система» – входит в свободный порт Владивосток. Судя по реестру резидентов СПВ, предприятие торгует цветным и черным металлом, сортирует отходы, обрабатывает грузы, режет на металл суда.

Большой порт

Представители группы «Сумма» на Восточный экономический форум привозят большие проекты и смелые намерения. Так, 2 сентября 2016 года Зиявудин Магомедов заключил меморандум о взаимопонимании по проекту «Большой порт Зарубино» с Dubai Port World. Это один из самых крупных в мире портовых операторов. Интересовалась им и China Merchants Group.

Стоимость двухэтапного проекта – 3 млрд долларов. В этот проект холдинг планировал всего вложить 500-600 млн долларов, причем 100 млн уже вложил. Остальное – на иностранных инвесторах.

По этому проекту в Морском порту бухты Троицы (Зарубино) построят специализированные перегрузочные комплексы: зерновой, контейнерный, бункеровочный терминалы. Первый пусковой комплекс должен заработать в 2020 году, его планируемая мощность – 3 млн тонн зерна в год.

Грузооборот «Большого порта Зарубино» в целом составит до 37,5 млн тонн разных грузов в год. Причем 33,5 млн тонн – зерно.

«Большой порт Зарубино», очевидно, призван стать гораздо более крупным стивидором, чем ВМТП. Правда, от порта до границы надо еще построить или отремонтировать 70 км дорог. Стоить это будет 39 млрд рублей, край планирует делать то, что умеет лучше всего – привлекать инвестиции. От Артема надо протянуть линию электропередачи.

«Потребность порта составляет 54 мегаватта. Строительство ЛЭП напряжением 220 кВ от Артема до порта потребует 7 млрд рублей. С экономической точки зрения проект выгодный. Любому частному инвестору он будет интересен», – высказывался по этому поводу вице-президент группы «Сумма» по взаимодействию с государственными органами Вячеслав Бакаев.

Еще для «Большого порта Зарубино» понадобятся железные дороги на участке Зарубино – Хуньчунь. И снова – инвесторов ищут по всему миру.

Зерновой терминал

О «зерновом» интересе «Суммы» на Хасане стоит написать подробнее. Вообще, еще в 2011 году ОАО «Объединенная зерновая компания» (входит в холдинг) подписывала соглашение о намерениях с ООО «Дальпорт». Только построить терминал тогда хотели в морском порту Восточный во Врангеле. Мощность его составила бы до 5 млн тонн сырья в год. Проект по тем временам стоил в пределах 5 млрд рублей и должен был заработать до 2014 года.

ОЗК тогда говорила, что нужно будет строить грузоформирующие элеваторы и зерновозы, и хотела получить субсидию на железнодорожные перевозки между портами Дальнего Востока.

Во Врангеле своих интересантов хватает, так что там строить даже не начали, конкурс на проектную документацию отменили, потому что она несколько месяцев не могла пройти через Главгосэкспертизу. Проект перенесли в Зарубино. Здесь открылось ООО «Дальневосточный зерновой терминал» (ООО «ДВЗТ», дочерняя компания АО «Объединенная зерновая компания»). И в 2017 году началась активная, хоть пока и административная, работа.

На общественных слушаниях в июле высказывались мнения о том, что дноуглубительные работы для зернового терминала вести нельзя: это повредит морской живности и растениям. Отметим, что к причалам зернового терминала смогут в перспективе подходить суда грузоподъемностью до 91 300 тонн. Уже на первом этапе строят инфраструктуру для судов типа Panamax и Post-Panamax.

В августе 2017 года морской порт Зарубино распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева был расширен для строительства зернового терминала. Потом ООО «ДВЗТ» подписало соглашение с администрациями Хасанского района и Зарубино. Проект включили в схему территориального планирования в области федерального транспорта, скоро можно будет увеличивать существующий небольшой (сравнительно) порт. Отметим, что на Хасанский район распространяется режим свободного порта, так что инвесторы могут рассчитывать на налоговые льготы и все другие преференции.

«Восточный – Находка»

Транспортный узел «Восточный – Находка» тоже развивают братья Магомедовы, а точнее, ООО «Стройновация», которая входит в группу «Сумма». Они за 10,722 млрд рублей модернизировали железнодорожные переходы, дальние подходы, мосты, тоннели, удлинят приемо-отправочные пути (этот этап экспертизу прошел в декабре 2017 года). А еще за 13,134 млрд рублей – строят новые портовые терминалы (проектно-изыскательские работы тоже лежали на «Стройновации»).

Но это приятные траты. Ведь, кроме расширения на 6 млн тонн мощностей по перевалке угля, которая в Находке, как известно, идет полным ходом, в проекте заложено строительство еще одного зернового терминала на 20 млн тонн (ну раз уж в 2011 году не выгорело) и перегрузочного комплекса на 3,5 млн тонн, контейнерных терминалов. А сколько это будет приносить денег? Узнаем позже.

Труба

Да-да, труба. Мы же говорили – на ВЭФ Магомедов удивляет. Миллиардер поверил, что из приморского поселка Зарубино в китайский приграничный городок Хуньчунь можно и нужно протянуть 65-километровую трубу Hyperloop, в которой капсулы с грузами и даже людьми смогут летать со скоростью 740 км/ч. Да, это тот самый вакуумный поезд, о котором в свое время много говорил Илон Маск.

Минтранс пообещал, что вложится при наличии внятного проекта. А в инвесторах «трубы» – фонд Caspian, созданный Зиявудином Магомедовым для поддержки высокотехнологичных проектов.

«С помощью Hyperloop мы сможем перевозить до 19 млн тонн грузов и 2 млн тонн контейнеров. 15 минут займет погрузка и разгрузка капсулы», – сообщал тогда директор фонда Caspian Билл Шор. Запустить футуристическое чудо хотели через пять лет, вложив в нее 1,5-2 млрд долларов. Ждали, что окупится за четыре года. На пятый год по трубе хотели уже переправлять 18,9 млн тонн зерна и 1,3 млн тонн контейнеров с грузами, а году в 2020-м даже людей возить. Магомедов намекал тогда, что надеется на транспортный коридор «Приморье-2» на участке Хуньчунь – Зарубино.

В Неваде Hyperloop уже испытали, разогнали пока только на 387 км/ч, но это на короткой дистанции. В Зарубино пока даже не начинали строить. Теперь уже, видимо, и не начнут.