Секреты ТОРостроения

Не проходит и недели, чтобы дальневосточников не порадовали радостной новостью из жизни заветных ТОРов - территорий опережающего развития, которые должны генерировать новые инвестпроекты, рабочие места и налоги для региона. Увы, за их красивым фасадом пока зачастую скрываются пустоши так и не реализованных прожектов. Недавно этим любопытным механизмом занялась Счетная Палата РФ, которая нашла в региональном ТОРостроении массу нелепых недочетов и нарушений.

На российские ТОР как механизм за эти годы обрушивалась масса критики. В первую очередь - за их точечность. Так, местные предприниматели опасались, что ТОР создаст слишком большие преференции для резидентов, и те убьют действующий бизнес, которому не достанется льгот. Во вторую - за медлительность реализации: в 2015 году нам рассказывали, как в 2017-м счастливые резиденты построят заводы на площадках-гринфилдах, но вот уже 2018-й - а там все так же пеленой лежит снег и даже электричеством для инвесторов не пахнет.

Да, ТОР - это все еще неотлаженная и немного суматошная история, что очень хорошо подметили аудиторы СП, проводившие их проверку. В деле создания ТОР все умудрялись нарушать и сроки, и порядки, и даже выдавать разрешения на строительство, к примеру, без утвержденного административного регламента - Минвостокразвития таких разрешений выдало 29.

Но и закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» вступил в силу всего-то с 30 марта 2015 года. По нормотворческим меркам он вообще еще пеленки пачкает.

Никто вообще не представляет, как его оценивать: «Поручение правительства РФ от 5 мая 2017 года № ДМ-П16-24пр Минвостокразвития России не выполнено - в срок до 30 июня 2017 года не внесен в правительство РФ проект правового акта правительства РФ, предусматривающий проведение оценки эффективности функционирования ТОСЭР», - написали аудиторы СП.

Замах на рубль...

Аудиторы отметили три любопытных нюанса строительства ТОР на Дальнем Востоке.

Тезис 1. Процесс создания и функционирования ТОР сконструирован так, что никто ни за что не отвечает рублем.

Что такое, вообще говоря, ТОР с точки зрения финансов? Это матрешка. Государство обязуется вложить денежные средства в обустройство инфраструктуры под будущие производства (и то не всегда - некоторым ТОР не нужны ни сети, ни дороги). А инвестор - обязуется вложить деньги в новые предприятия.

Это базовый принцип: с одной стороны бюджетные инвестиции, с другой - частные. Все это обрамляется многочисленными соглашениями. Соглашение о создании каждой конкретной ТОР подписывают Минвостокразвития, субъект РФ и муниципалитеты. Соглашение о реализации инвестпроекта - инвестор и управляющая компания, АО «Корпорация развития Дальнего Востока». На первый взгляд, все чисто.

Но представим Михайловский район Приморья. Такой не сказать, чтобы самодостаточный: 600 млн руб. доходов в год, из них 350 млн - межбюджетные трансферты сверху. А главное - это, конечно, земля: она муниципальная.

На этой территории создается ТОР «Михайловский». Электросети строит на федеральные деньги КРДВ, дороги - на краевые «Примавтодор», водопровод - КГУП «Водоканал». Разумеется, администрация края будет всячески контролировать район, чтобы он никак ТОР не запорол. Но потребуется, к примеру, вмешательство прокуратуры, чтобы отменить незаконный «отказ в предоставлении земельных участков и организации мероприятий по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, входящих в границы ТОР «Михайловский» - их попросила КРДВ для последующей передачи в аренду резидентам.

А теперь представим, что я - Приморский край, софинансирующий строительство инфраструктуры ТОР. Для «Михайловского», например - это 2,22 млрд руб. Могу ли я урезать бюджетные средства на инфраструктуру? Да. А что? Всем тяжело. Можно вообще просто забюрократить процесс.

Как отмечали аудиторы СП, механизм перечисления управляющей компании суммы, необходимой для завершения создания соответствующего объекта инфраструктуры ТОСЭР, до настоящего времени не был определен.

В соглашениях о создании ТОСЭР «Большой камень», ТОСЭР «Нефтехимический», а также ТОСЭР «Николаевск» положения об ответственности сторон за нарушение обязательств в части привлечения денежных средств на объекты инфраструктуры, аналогичные положениям соглашений о создании ТОСЭР «Михайловский» и ТОСЭР «Надеждинская», отсутствуют. Соглашениями о создании ТОСЭР «Большой камень», «Нефтехимический» и «Николаевск» предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий указанных соглашений стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, без конкретизации каких-либо мер ответственности».

Департамент строительства Приморья умудрялся спускать подрядчикам срывы сроков инженерных работ по объектам ТОР на 100-200 дней, и даже не шел после этого в суд - просто рвал контракт. А если органам власти и муниципалитетам можно безнаказанно брать на себя заведомо невыполнимые обязательства по софинансированию строительства инфраструктуры для ТОР, то что происходит с резидентами?

Да то же самое. Как выяснили аудиторы, в соглашениях КРДВ с инвесторами финансовая ответственность резидентов за невыполнение своих обязательств либо конкретно не была   определена, либо ограничивалась по сути символическим штрафом (пени). В итоге к началу 2018 года ни одного иска о взыскании пени за нарушением условий соглашения с резидента ТОР в арбитражах нет было - хотя первые иски КРДВ к резидентам пошли еще в прошлом году.

А где же проекты?

Тезис 2. Резиденты ТОР создают новое производство и генерируют новые налоги. Пока - не работает, увы. Половина резидентов ТОР на конец августа 2017 года - это ранее действовавшие предприятия. 73% юрлиц, получивших статус резидента с льготами по соцвзносам - это ранее действовавшие предприятия.

Слово СП: «По информации Минтруда России, выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением резидентами ТОСЭР на территории ДФО пониженных страховых взносов составили в 2015 году 5,6 млн рублей (в 2015 году созданы девять ТОСЭР, статус резидента в которых получен в октябре-декабре, как следствие, пониженные тарифы резидентами ТОСЭР применялись не более двух месяцев), в 2016 году - 434,4 млн руб. При этом количество резидентов, воспользовавшихся правом на применение пониженных тарифов, возросло с шести - в 2015 году до 55 - в 2016-м.

По оценке Минтруда России, объем уплаченных страховых взносов резидентами ТОСЭР с вновь созданных рабочих мест не покрывает объем выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР. Численность работающих у резидентов ТОСЭР возросла с 517 человек в 2015 году до 6615 человек в 2016 году.

По результатам выборочной проверки, проведенной Минтрудом России в отношении 34 резидентов ТОСЭР, отмечается, что около 65% застрахованных лиц - это лица, ранее исполнявшие трудовые обязанности, при этом 73% юрлиц, ставших резидентами ТОСЭР и применяющих пониженный тариф, ранее осуществляли свою хоздеятельность.

В соответствии с данными Реестра резидентов ТОСЭР, размещенного на официальном сайте АО «КРДВ», по состоянию на 28 августа 2017 года из 160 резидентов 79 ранее осуществляли свою деятельность (49% общего числа резидентов)».

Таким образом, резиденты-инвесторы в большинстве своем (но не все) пока что всего лишь отхватили неплохие льготы по взносам с ФОТ на старые проекты. И те, кто сообразил, что так можно, существенно снизят издержки. Вот только к генерации новых доходов бюджетов, которые вкладываются в инфраструктуру для бизнеса, это пока не имеет никакого отношения.

Кто управляет ТОРами

Тезис 3. Еще один миф - КРДВ это «одно окно» для резидентов, собственно, управляющая компания ТОР. Пока, увы, нет.

Субсидии корпорации на ее деятельность предоставляет Минвостокразвития. В перечень субсидируемых затрат «кроме текущего содержания управляющей компании, вошли расходы на разработку документации по планировке территорий (перспективные планы развития, проекты планировки территории, ТЭО и пр.) и прочие расходы, которые включали расходы на обучение и подбор персонала, соцполитику, охрану труда, почтовые и иные услуги. Таким образом, финансовое обеспечение функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и по оказанию услуг, необходимых для осуществления деятельности на ТОСЭР, в перечень затрат управляющей компании в 2015-2017 годах не включено».

Понимаете? КРДВ не управляет ТОР, не предоставляет инвесторам госуслуги, как должна бы. Корпорация все эти годы регистрирует резидентов, строит инфраструктуру. Но никакого управления ТОР нет. Никакого «одного окна» для тех, кто уже внутри ТОР.

Подтверждающий это тезис - в земле. «По состоянию на 26 июля 2017 года в реестр земельных участков, принадлежащих АО «КРДВ», включены 209 записей. Общая площадь земельных участков в границах ТОСЭР составляет 19325609,86 га, из них переданы в аренду и собственность АО «КРДВ» - 1862,83 га (0,01 % общей площади ТОСЭР), доля земельных участков, на которые АО «КРДВ» разработана документация по планировке территорий, составляет 0,013 % общей площади ТОСЭР. В соответствии с представленной управляющей компанией информацией АО «КРДВ» в целях сокращения значительной нагрузки на федеральный бюджет, обусловленной необходимостью содержания указанного имущества, оформляет земельные участки в собственность или на праве аренды по заявке резидентов на конкретные площади».

Иными словами, за прошедшие два года ТОРостроения кое-какие бестолковости исчезли, но еще очень много их осталось. И главная из них - фактически никто никому не дает никаких гарантий, хотя и заключают между собой соглашения, например, аж до 2085 года.