Последний шанс на «правый руль»?

Авторынок в Приморье неожиданно нажал на педаль газа: спрос на б/у, но беспробежные авто вырос примерно на 50%. Но, как уверяют участники рынка, это буря перед серьезным затишьем.

В 2017 г. в Приморье было завезено 64,5 тыс. машин — на 19 тыс. больше, чем в 2016 г. За январь нынешнего года через пункты пропуска Владивостокской таможни оформлено 3,5 тыс. авто — почти в два раза больше показателей предыдущих двух лет, пишет «Конкурент».

«По сравнению с позапрошлым и прошлым годом рост продаж в январе — феврале составил как минимум 50%, — отмечает директор компании «Машины мира» (WorldCar) Максим Валенский. — Повышения стоимости автомобилей не наблюдается, может быть, в пределах цены «тревожной кнопки», не более. Но для наиболее ходовых машин стоимостью до 500 тыс. это составляет до 10%. В июле — сентябре наблюдался спекулятивный рост стоимости ввозимых автомобилей, их было мало. Однако рынок быстро насытился, и ценовая ситуация стабилизировалась».

«Оживление началось в ноябре прошлого года, — считает директор Carwin.ru Дмитрий Забора. — Связано это с тем, что утилизационный сбор обещали повысить в январе. Потом сообщили, что тарифы повысят в феврале, и народ опять поспешил закупаться. На всякий случай мы готовимся отказываться принимать ставки на автоаукционах с середины апреля. Все, кто может, постараются купить в эти сроки, а потом будут ждать июля — что будет с временным порядком. Пока предпосылок для роста цен нет, люди покупают что хотят. Обычно в январе — феврале продажи падают. Но на фоне новостей падения не наблюдается, многие покупатели просят нас прокредитовать их, чтобы успеть купить до введения утилизационного сбора. Люди хотят использовать «последний шанс» купить праворульную машину».

Повышение утилизационного сбора и отмена временного порядка установки системы ЭРА-ГЛОНАСС серьезно будоражат рынок, почти как в начале 2017 г. Тогда на несколько месяцев, после введения обязательств по установке устройств вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС), оформить машину стало невозможно. Был введен временный порядок, который вообще-то в российском законодательстве никак не регламентирован. По некоторой информации, 1 июля нынешнего года действие документа и вовсе заканчивается. На запрос «К» в пресс-службу АО «ГЛОНАСС» о перспективах продления временного порядка ответа не предоставили. При этом на официальном сайте компании ссылка на сам документ просто исчезла.

Представители автобизнеса сейчас гадают: остановится ли рынок? «Такой риск всегда присутствует», — считает Максим Валенский, добавляя, что все надеются на лучшее. «Скорее всего, мы увидим постепенный рост цен. За 3–5 месяцев люди привыкнут к новой стоимости автомобилей и кнопки ГЛОНАСС. И опять потребитель будет переплачивать огромные деньги ни за что», — прогнозирует Валенский.

Массовый ввоз японских автомобилей в порты Приморского края начался в 1989 г., и всего спустя несколько лет, в 1993г., правительство страны предприняло первую попытку запретить «правый руль». С тех пор политика стала несколько более гибкой — экспорт подержанных машин пытались сделать экономически невыгодным. Несколько раз поднимались таможенные пошлины и другие сборы. В ответ на эти действия приморцы протестовали. Бизнес этот, хотя и в значительной степени теневой, обеспечивал работой порты, судоходные компании, автосервис, в некоторой степени — банки и страховые организации, тысячи индивидуальных предпринимателей, вносил существенный вклад в пополнение бюджетов и очень значимый — таможенных платежей. Напрямую и опосредованно экономика региона в целом получала, по некоторым оценкам, до четверти валового продукта за счет автобизнеса.

Существуют и другие риски. «Если повысится утилизационный сбор либо машины затормозятся на таможне по любой другой причине, люди побегут покупать на рынок, стоимость автомобилей будет расти, — рассказали на авторынке «Зеленый угол». — Кроме того, если «утильку» поднимут на 90%, автомобили некоторых популярных марок завозить будет просто нерентабельно».

«Повысят утилизационный сбор на 90%, как обещают, мы потеряем 40% от ввоза, — говорит Дмитрий Забора. — Уйдут машины 2011–2012 гг., дешевые Toyota Prius Alfa, Toyota Prius 30, хит продаж Nissan Serena. Рынок сильно просядет либо, что более вероятно, переориентируется на другие модели. Что касается временного порядка, возможно, мы ничего и не заметим. Как возили, так и будут возить. Авантюристов, которые закупят машины перед июлем, хватает. Есть люди, которые даже и не слышали про изменения. Так что тысяча-две автомобилей на таможню к «часу икс» поступит. Возможно повторение событий прошлого года — склады переполнятся, начнутся митинги, порядок продлят. Очень удивлюсь, если так вот запретят «правый руль». Для того есть много других методов, более мягких и творческих, начиная от введения «Евро-5».

«Будут расти поборы — будем увеличивать цены, как обычно», — рассуждает анонимный продавец с «Зеленого угла». — «Что мы видели после 2008 г.? Люди, так всегда бывает, некоторое время привыкали к новым ценникам, но адаптировались. Кризис разве в нашей стране когда-нибудь заканчивался?»

«Каждый год что-нибудь да случается, — соглашается еще один участник «Зеленого угла». — Как на пороховой бочке. Ничего не предвещало, так ввели ГЛОНАСС. А где у нас в России все хорошо: может, в тяжелой промышленности или в легкой? Только в Газпроме и «Роснефти» благодать».

Автобизнес собирается повышать цены. «Сегодня разные платежи вдвое больше, чем стоимость автомобиля в Японии, в какой стране так? — сетует собеседник «К» на «Зеленом углу». — Раньше средняя стоимость покупки автомобиля распространенных марок укладывалась в $2,5–3 тыс., сейчас она втрое выше».

Николай Матвиенко, заведующий лабораторией Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ: «По статистической отчетности за прошлый год, в секторе автопродаж генерируется менее 4% от всей валовой торговой выручки во Владивостоке. И это от всех видов машин: и легковых, и грузовых, и автобусов, и новых, и старых. Что касается идеи запрета правого руля, она, с одной стороны, легко осуществима, но с другой — просто бессмысленна. Праворульный секонд-хенд давно уже не составляет конкуренции новым машинам с левым рулем, выпускаемым в России, в общем-то, теми же производителями — «Тойота», «Мазда», «Ниссан». Запрет, не принеся никакой пользы, может иметь только негативные политические последствия: вспомнятся старые обиды «провинции», подогреются местечковые протестные настроения. Вряд ли властям это надо».

Дмитрий Пенязь, генеральный директор «Веросса», председатель общественного движения защиты автомобилистов: «Правый руль» будет жить, пока подержанные японские автомобили будут удовлетворять спрос приморцев по цене и качеству. Сейчас автомобили зарубежных марок, и не только японских, выпускаются в нашей стране. Но новые машины достаточно дорогие, есть вопросы с комплектацией. В то же время беспробежная «японка» доступна военным, учителям, врачам, работникам бюджетной сферы. Развитие рынка сдерживается искусственно. Благодаря кнопкам ГЛОНАСС, которые не работают. Взимается утилизационный сбор, между тем я не знаю места, где в Приморье по факту утилизируются автомобили. Конечно, если правительство в очередной раз повысит пошлины, это убьет рынок подержанных автомобилей. Но кому от этого будет хорошо и станут ли лучше отечественные автомобили? Вопрос риторический».

Юрий Копылов, глава Владивостока в 1999–2004 гг.: «В то время, когда я управлял городом, продажи подержанных «японок» были хорошие, бюджет получал ежегодно повышающиеся налоговые платежи. Десятки миллионов — может быть, не так и много, но на фоне того, что бюджет города в целом составлял 3–3,4 млрд рублей, совсем неплохо. Второй момент: это же целая индустрия, в которой задействованы порты, судоходные компании, собственно продавцы, авторемонт, автосервис. С рабочими местами в 90-х было тяжело. Стоявшие на побережье заводы работали как перевалочные базы по экспорту металлолома и топлива. А здесь — рабочие места, доход для значительной части населения. Что касается дорожно-транспортной статистики, она не подтверждала, что на праворульных машинах совершается больше аварий. Переучиться с правого на левый руль или обратно не составляет никакой проблемы».