Выбрать ККТ

Маркетологи, финансовые аналитики и бизнес-тренеры много говорят о том, как сделать магазин идеальным, кидаются громкими словами, ссылаются на общемировые тренды. Но на самом деле все просто: если речь идет не каком-нибудь высокотехнологичном AmazonGo, а об условной «Рябинке» формата «у дома», не отличающейся от конкурентов ни ценами, ни товарами, то выход один: бороться за лояльность покупателей. И начинать с самого простого и одновременно сложного: уничтожить эти отвратительные очереди. О том, как это сделать при помощи контрольно-кассовой техники (ККТ), рассказывает Андрей Мурадов, старший менеджер по продукции группы компаний «Пилот».

Маленькая коробочка, которую раньше называли фискальным регистратором, а теперь гордо и непонятно именуют контрольно-кассовой техникой, начиная с прошлого года стала играть огромную роль в ритейле. А все потому, что согласно новым требованиям 54-ФЗ, на нее была возложена важная миссия: уведомлять налоговую о каждой продаже магазина. В результате само устройство усложнили, усовершенствовав фискальным накопителем (ФН), а пожелания к его быстродействию выросли.

Однако основное требование осталось прежним: чем быстрее и надежнее работает устройство, тем больше клиентов успевает обслужить магазин, выше его прибыль, довольнее покупатели, а значит, больше вероятность того, что они вернутся за новыми покупками.

На быстродействие контрольно-кассовой техники влияют пять основных факторов: компоновка устройства, удобство и легкость обслуживания, надежность принтера и отрезчика чеков, а также согласованность ККТ с программным обеспечением, установленным на кассе.

Внутренности при вскрытии

Всю контрольно-кассовую технику по ее компоновке можно условно разделить на две категории. Первая – элементы устройства, такие как печатающий механизм, корпус, материнская плата принтера, фискальная плата, выполнены разными производителями. Вторая – все элементы устройства выполнены одним и тем же производителем.

Первая категория, что уж тут скрывать, – сложный случай, поскольку составные части, выполненные разными производителями, могут повлиять на общее качество сборки. В большинстве случаев такая ККТ будет дольше печатать чек, так как увеличится время прохождения сигналов от одного элемента к другому. Кроме того, владелец такого устройства может столкнуться со сложностями при поставке запасных деталей. В какой-то момент всех необходимых деталей может не оказаться в наличии либо производитель одного из элементов ККТ выставит непомерные сроки доставки. В результате контрольно-кассовая техника будет пылиться на полке, а магазин, особенно, если у него нет запасных ККТ, начнет терять прибыль и столкнется с ростом очередей.

Поэтому лучше обратить внимание на представителей второй категории. Раньше считалось, что ККТ, все элементы которой выполнены одним и тем же производителем, стоит дорого. Однако с развитием производства отечественной контрольно-кассовой техники, которое подстегнул 54-ФЗ, на рынке появились вполне доступные по цене модели.

Надежность бывает надежной

Надежность оборудования определяется не только доступностью запасных частей, которые могут потребоваться не только при ремонте, но и при сервисном обслуживании контрольно-кассовой техники. И если без планового сервисного обслуживания действительно не обойтись, то с ремонтами вполне можно повременить.

Для того чтобы говорить о надежности ККТ, следует учитывать общий срок ее службы и возможности бесперебойной работы отдельных элементов, например, печатающей головки или ножа для отрезания чеков. На российском рынке неплохими показателями надежности ККТ считаются скорость печати 200-220 мм в секунду; ресурс печатающей головки 100-150 км чеков; нож для чековой ленты, обеспечивающий 1 млн отрезов.

Так что желательно выбирать устройство, чьи характеристики соответствуют перечисленным, а, в идеале, и превосходят их.

Резать так резать

Качество установленного отрезчика чеков, хотя это лишь небольшая деталь контрольно-кассовой техники, имеет огромное значение при решении проблемы очередей в магазине. Если отрезчик чека ККТ быстро затупляется, он плохо режет бумагу. В результате кассиру приходится отрывать чек. При этом мало того, что ему потребуется больше времени на то, чтобы отдать чек покупателю, возможны и мелкие неприятности. Например, в такой ситуации чек часто отрывается неровно, и на него не попадают важные данные. Все мы бываем клиентами магазинов. Представьте, что вам выдают кое-как оторванный чек, на котором, например, нет информации об итоговой сумме покупки. Это может стать реальным поводом обратиться к администратору торговой точки с претензией.

Работа в связке

Контрольно-кассовая техника – не самостоятельное оборудование. Она работает в постоянной связке с POS-компьютером, а значит должна легко и беспроблемно интегрироваться с кассовым ПО. Казалось бы, какие тут могут возникнуть сложности? Но на деле это очень деликатная и не самая простая задача.

При замене парка оборудования ритейлеру всегда приходится тратить время и деньги на новую интеграцию ККТ и кассового ПО. Однако иногда этого удается избежать.

Обслуживать одной левой

ККТ – это рабочий инструмент кассира. Эти сотрудники чаще всего не имеют специального технического образования, поэтому для них большое значение имеет простота обслуживания контрольно-кассовой техники. Не менее важно, чтобы этот процесс не занимал много времени. Представим обычную для магазина ситуацию: в ККТ закончилась чековая лента. Если новую ленту невозможно быстро вставить в устройство, то в часы пиковой нагрузки это неизбежно приведет к росту очередей и недовольству покупателей.

Кроме того, пользователям ККТ необходимо регулярно – каждые 13–15 месяцев – менять в устройстве фискальный накопитель. Поэтому желательно, чтобы контрольно-кассовая техника легко разбиралась, иначе на выполнение этой операции потребуется много времени и сил.

Небольшой бонус

Отметим, что при выборе ККТ также стоит обратить внимание на еще два момента, напрямую не влияющих на размер очередей, – размер контрольно-кассовой техники и ее дизайн. Желательно, чтобы устройство было миниатюрным. Дело в том, что площадь рядом с рабочим местом кассира в любом магазине считается самой прибыльной – ведь через кассовый узел проходят все без исключения покупатели. Товары, размещенные рядом с кассой, оказываются в прямой видимости клиентов, а значит, растет вероятность их допродажи. Соответственно, чем меньше места на столе кассира занимает ККТ и другое кассовое оборудование, тем больше товаров на нем можно разместить.