Жизнь в пробке

Транспортные проблемы Владивостока решить невозможно. Во всяком случае, сейчас, считает профессор Александр Латкин. О том, как приморская столица докатилась до жизни такой, он рассказал на форуме «Городская среда».

Опыта в данном вопросе учёному не занимать. Он уже много лет изучает транспортную систему Владивостока. Латкин отметил, что ещё в начале девяностых годов мэрия приморской столицы озаботилась анализом автомобильных потоков в городе. Чиновники собрали целую группу экспертов и учёных, которые разработали несколько вариантов решения грядущих проблем. В том, что проблемы будут, никто не сомневался: Владивосток стал открытым городом, и в него хлынули люди и автомобили.

«Одна из основных причин нашего вечного кризиса – то, что Владивосток просто не готов к своей нынешней роли. Во время своего активного развития это был закрытый город. Соответственно, население и количество машин было ограничено. Никто, видимо, не предполагал, что ситуация поменяется. Владивосток не приспособлен к нынешнему количеству людей – это порядка 600 тысяч человек», - рассказал Латкин.

Работа экспертной группы вылилась в генеральную схему развития приморской столицы, а позже – уже во времена Игоря Пушкарёва – в концепцию развития города. Впрочем, воплотить в жизнь все эти светлые начинания едва ли удалось. Разве что фрагментами. Однако делать что-то было нужно.

В 2009 Александр Латкин по заданию мэрии провёл масштабное исследование пассажиропотока в городе. К работе он привлёк беспрецедентное количество студентов – 6000 человек. Методика, по сути своей, была простой. В течение некоторого времени студенты катались на автобусах по всему городу и записывали, сколько пассажиров заходит и выходит на всех остановках. Потом всё это подсчитывалось, выводились общие данные и так далее.

Результат оказался неутешительным. «С Луговой в сторону центра города у нас каждое утро отправляется 10 000 человек. Речь идёт о буднях, конечно же. И с этим ничего нельзя сделать – как ни организуй движение, пробки будут. Чтобы их убрать, нужно делать дорогу многоярусной - как в той же Японии. Но даже в самые сытые годы денег на это не было», - рассказал он. Кардинально перестроить центр Владивостока невозможно, а новые дороги типа ВКАД не очень сильно изменят ситуацию. Пробки будут всё равно. Одним словом, безысходность.

В подобных условиях мэрии Владивостока приходится делать акцент на менее глобальных вещах – например, на качестве общественного транспорта. Успехи в этом направлении, конечно, спорные. Но всё же администрации есть что предъявить – например, запрет низких японских микроавтобусов и покупка пресловутых МАНов.

В то же время, руководство приморской столицы совершенно запустило проблему парковок. Их во Владивостоке не хватает, и это мягко сказано. Как пояснил Александр Латкин, сейчас на решение проблемы стоянок у города нет денег. Кризис, как-никак. А вот когда эти деньги в бюджете были (например, в «нулевых») – парковками никто не занимался. Вместо них активно строили торговые центры – само собой, без парковочных мест.

Вместе с тем федеральные власти не обращают внимания на транспортные горести Владивостока – они заняты какими-то крупными проектами и привлечением инвесторов. Однако без решения самых обычных проблем Приморья все эти начинания не имеют смысла, считает профессор. «У нас правительство очень озабочено созданием зон с особым экономическим статусом. Мы видим, что пока эти проекты не работают. Их годами не могут запустить. Я думаю, было бы правильнее сделать из того же Владивостока зону с комфортными условиями проживания. Это окажется эффективнее любых свободных портов», - говорит Латкин.